Актерское мастерство и игровая импровизация имеют много общего.
Но учитывая, что в актерском мастерстве есть текст автора и готовый сюжет, а в импровизации этого нет - нам нужно определиться с правилами игры!
1. Принятие
Мы должны научиться безоговорочно принимать то, что дает нам партнер.
Он может назначить место действия, роли, факты, да все что угодно)
Мы обязаны согласиться!
Блокировать информацию, которая дана нельзя.
Например, партнер сказал, что вы царь — принимаем
Партнер сказал, что вы — дворник — принимаем.
Партнер назначил вас камушком — принимаем, даже если в первый момент все взбунтовалось и неясно что теперь с этим делать)
НО! Это не значит, что всю игру ведет кто-то один. Здесь мы переходим во второму закону — инициатива.
2. Инициатива
После того, как мы согласились с партнером, идет наш ход! Это шанс ввести новый факт, новые обстоятельства и детали.
Инициатива у того, кто вводит новую информацию.
Есть один интересный момент — инициативу нельзя передать, ее можно только взять.
Если вы не действуете, не рискуете, не предлагаете ничего для развития истории, то ваш удел — плыть по течению за партнером (см. правило 1)
Когда вы только начинаете импровизировать — это делать можно и даже нужно — таким образом вы учитесь лучше слышать партнера, понимать его и адекватно реагировать, но на 3 — 4 занятии с этой практикой уже надо завязывать и активно включаться в игру!
3. Со своим самоваром на сцену
Не надо задумывать историю заранее, до того, как вы оказались на игровой площадке.
Это противоречит правилу 1.
Мы постоянно отталкиваемся от партнера, от его ответов, эмоциональных реакций и действий. А они могут быть непредсказуемыми.
И тогда ваш «самовар» будет только мешать
Прежде чем отреагировать на реальность, придется сначала внутри прокрутить свой сценарий, понять, что он не работает, так как партнер ведет себя иначе, отказаться от него и только потом вернуться в игру!
Как вы понимаете, на это уходит огромное количество внутренней энергии, добавляет сомнений и нерешительности.
Так что запомним — с собой на сцену «самовар» не несем!
4. Интерес
Это пожалуй самое легкое правило из всех:)
Суть его в том, что игра обязательно должна быть интересна!
И прежде всего это касается самих игроков.
Игра должна быть интересна игрокам, и только при этом условии она будет интересна зрителю.
5. «Здесь и сейчас»
Ключевое правило. Импровизация происходит только в настоящем, и наша задача — в этом настоящем БЫТЬ!
Это правило включает в себя и «самовар» - не надо цепляться за прошлое, за то что заранее заготовлено, и принятие, и инициативу, и интерес.
Небольшое уточнение: интересуйтесь тем, что происходит на площадке в игре, а не тем, что в зрительном зале!
Задача не развлечь публику, а разлечься самому.
Но! Если зрители активны, бурно реагируют, то берите это в оборот!
И опять же, будьте вниманием на сцене с партнером, иначе есть риск, что вы бросите игру и побежите развлекать публику. А вы не клоуны — вы Импровизаторы!
6. Конфликт
Конфликт дает движение истории вперед, повод для игры и остроту ситуации. Бесконфликтное существование на площадке неинтересно и всегда пассивно.
С конфликта хорошо начинать импровизацию. Сразу ставить вопрос ребром — да или нет, жизнь или смерть. Надо создать проблему, которую игроки будут решать.
7. Задачи
Каждый игрок должен понимать какая у него задача, чего он хочет, к чему стремиться и на что готов ради этого пойти.
На этом развивается конфликт. Хорошо, когда присутствуют два противоположных мнения.
8. Паузы
Не бойтесь молчать. Мхатовские паузы — это прекрасный способ задуматься и найти решение. Актерские упражнения помогают нам наполнять паузы а не делать их пустыми. Во время молчания действуйте, играйте с предметами, перемещайтесь по пространству, другими словами живите!
Игра — это не только слова. Это и действия, и эмоциональные оценки событий, и паузы.
9. Конец, положенный в начало
Удерживайте основную линию игры. Помните, что завязалось, то должно и развязаться! Конечно же можно уходить в сторону (так называемые лирические отступления), но основное направление должно быть внятным. Иначе есть риск уйти в «бред», потерять логику и запутаться.
10. Стоп! Шаблон!
Реагируйте непредсказуемо, но в то же время логично! Ищите всегда новые варианты. Выходите за пределы обычного. Пробуйте, ищите, творите и импровизируйте!
И самое главное правило:если игра это позволяет, то правила можно нарушать!
Write a comment