В последнее время я сильно увлеклась изучением французского театра. Меня интересует все: история, люди, спектакли, принципы актерской школы.. все!
Дело в том, что французская актерская школа имеет очень глубокие корни в уличных представлениях - фарсы, импровизации, опыт итальянцев с их знаменитой Комедией Дель'Арте.
Исходя из этого, во французкой традиции сформулировались 2 основных принципа актерской техники: актера должно быть видно и слышно на площади! Другими словами, актер должен быть выразителен, понятен и ясен.
Как добиться этой выразительности, и что это вообще такое?
Есть, конечно, много специальных упражнений для развития голоса и пластики. Но это только внешняя сторона вопроса. Как правило, выразительность опирается на внутреннюю уверенность, на понимание своей задачи и цели.
На сцене это особенно заметно. Если актер точно знает чего хочет и действует согласно своим желаниям - он выразителен, ясен. Если нет - то мы видим просто человека, который произносит свой текст, и говорим "Он не выразителен"
Само слово "выразительность" заключает в себе этот смысл - я ЧТО-ТО ВЫРАЖАЮ.
Ключ к разгадке в понимании внутреннего смысла, внутреннего стремления.
В жизни происходит то же самое.
Ко мне на курсы часто приходят люди с задачей "стать более выразительными". Кажется, что актерские упражнения дадут некую свободу. Да, человек будет внешне более свободным, раскованным, общительным.. и все. Это не имеет прямого отношения к выразительности. Только от того, что вы шире машете руками и громче говорите в корне ничего не меняется.
Нужно находить в себе то, что вы хотите выразить, то, что вы хотите привнести в этот мир. И как только это понимание приходит - вы меняетесь.
Роль актера на сцене очень мало отличается от реальной жизни)
У актера есть сверхзадача. Например, уехать в Москву, начать жить по-новому ("Три сестры" Чехова)
У человека в жизни тоже есть сверхзадача. Он к чему-то стремится, чего-то жаждет.
Только актер не может выйти на сцену не определив своей цели, а человек может жить и не понимать что им движет.
Так вот - понимание этой сверхзадачи и дает человеку энергию и выразительность. Все остальное (техники, упражнения и т.д.) только помогает.
В процессе импровизации определение своей задачи очень важный момент. Ведь готового текста нет, и поэтому невозможно просто выйти на сцену и его произнести. Нужно определить чего же ты хочешь. И это внутреннее хотение начинает двигать действие.
Таким образом, выразительность - это сочетание внутренней цели и способа выражения.Одно без другого не работает!
P/S Многие считают, что французская школа - это так называемая "школа представления", а русская - "школа переживания". Это не так. Нет ни той, ни другой "школы". Есть живой театр и не живой. Наполненная жизнь и не наполненная.
Write a comment