Сейчас и я исследую различные пути для создания полноценного Театра Импровизации.
Что же это за явление? Какой это театр? Театр ли это в полном смысле слова?
Да, это, несомненно, театр. И на мой взгляд, он может быть 2 видов:
- Театр "чистой импровизации"
- Devising theatre - в основе лежит коллективное творчество актеров.
Мне интересны оба эти направления.
Сейчас мы с коллективом актеров театра Авантюр идем в сторону "чистой импровизации". Как это выглядит? Собираются зрители, актеры выходят на сцену, и они не знают что сегодня вечером будет на сцене. Актеры начинают импровизировать "с чистого листа". Персонажи, сюжеты, отношения, истории - всё рождается прямо на глазах у зрителей. Зрители могут в этом процессе участвовать: задавать место действия, действующих лиц, даже поворачивать историю в ту или иную сторону.. А могут просто наблюдать за тем, что рождается само, без прямого участия.
Тут сразу возникает закономерный вопрос - а каким должен быть актер такого театра, что бы то, что он рождает прямо на сцене было интересно. Вот тут мы и сталкиваемся с самым главным подводным камнем Театра Импровизации. Актер должен быть очень глубокой, интересной, умной и гибкой личностью. Скажу больше - Личностью с большой буквы! И все репетиции, импровизации в лабораторных условиях должны быть направлены именно на воспитание этой Личности.
Актер театра импровизации является и Режиссером, и Драматургом, и Актером одновременно. Соответственно, ему нужно воспитывать в себе все эти качества. Актерское мастерство - это важный элемент, но это далеко не все, что должно быть в арсенале у такого актера. Актерское мастерство в нашем случае отвечает на вопрос КАК сыграть то, ЧТО придумал внутренний Драматург и направил внутренний Режиссер! Для меня эта задача (воспитать таких актеров и себя в том числе) кажется очень увлекательной, интересной и в то же время трудной.
Тут не обойтись только совместными репетициями - тут нужно стремление каждого человека к такому развитию. Это чтение хорошей литературы, изучение истории театра, просмотр качественного кино, разносторонние увлечения и наличие огромного любопытства и внимания к жизни. Задача огромна, но "дорогу осилит идущий", так что мы на верном пути, я думаю)
Второй вариант, по которому может развиваться Театр Импровизации - это Devising theatre. В основе такого театра лежит коллективное творчество всего коллектива.
Мы выбираем тему и в лабораторных условиях импровизируем, создаем характеры, нащупываем сюжет и, в конечном счете, выстраиваем все это в единый спектакль. На сцене мы играем уже то, что на репетициях было найдено, закреплено по мизансценам и даже несколько раз отрепетировано. Наш спектакль "Маршрутка до Лос-Анджелеса" мы строили именно по такому принципу. Импровизация на сцене была только в диалогах. Все персонажи были найдены заранее, был установлен порядок сцен, и было ясно от чего и к чему мы движемся.
Этот путь развития театра не менее интересен. В чем то он проще "чистой импровизации". Тут меньше рисков. Мы точно знаем, ЧТО и ПРО ЧТО мы играем!
Но и адреналина тоже, как вы понимаете, меньше) Это и импровизация, и нет одновременно.. Тут импровизация, скорее, работает как способ создания спектакля, а на самом спектакле ей отводится уже второстепенная роль.
Мы сейчас работаем в обоих направлениях.
Но основной своей задачей я вижу: воспитание Актера - импровизатора!
Мне в этом нравится то, что выходя на сцену, мне нужно собраться и расслабиться одновременно, позволить своему внутреннему проявиться через внешнее, быть Здесь и сейчас, быть действующим лицом и Наблюдателем, чувствовать себя и своих партнеров, видеть варианты развития создающейся на моих глазах истории, быть участником живого и неповторимого процесса!
Write a comment